Страничка психолога

Анкета жизненного и профессионального самоопределения .
Ты учишься в выпускном классе. Самое время задуматься о своем будущем. Эта анкета поможет тебе правильно выбрать профессию. Укажи свои данные и ответь на следующие вопросы, обведя в кружок подходящие варианты ответа.
Ф.И.О. _____________________________ Возраст ______ Школа ___ Класс _____
Выбрал (а) ли ты профессию?

ДА
НЕТ или НЕ СОВСЕМ
1.  Укажи, какую профессию ты для себя выбрал _______________________

1.            Укажи несколько профессий, которым ты отдаешь предпочтение



2.            На чем основан такой выбор?
1)           востребованность профессий на рынке труда
2)           высокая зарплата
3)           престиж профессии
4)           собственные интересы и склонности
5)           возможности самостоятельной творческой работы
6)           семейные традиции
7)           перспективы профессионального роста
8)           «за компанию» с друзьями
9)           Комфортные условия труда
10)      Желание реализовать себя
2. Если на выбрал (а) или сомневаешься, то почему?
1) плохо знаю мир профессий
2) плохо знаю свои возможности
3) не могу выбрать из нескольких вариантов
4) не знаю, как выбирать профессию
5) еще на думал (а) о выборе профессии
6) другое
3.            Что ты знаешь о своей будущей профессии?
1)         предмет. Содержание условия труда
2)         профессионально важные качества
3)         где можно получить эту профессию
4)         спрос на эту профессию на рынке труда
5)         медицинские противопоказания
3.               Кто может тебе помочь сделать выбор?
1)     родители
2)     учителя
3)     психолог
4)     друзья
5)     никто, сам разберусь
6)     свой вариант
4.                 Как относятся родители к твоему выбору?
1)     одобряют
2)     не согласны с выбором
3)     предлагают еще раз все хорошо обдумать
4.            Советую ли тебе родители, какую профессию выбирать?
1)     да
2)     нет

5.            Какое образование ты хотел бы получить?
1)     начальное профессиональное (профессиональные училища)
2)     среднее профессиональное (колледжи)
3)     высшее профессиональное (ВУЗы)
6.            В каком учебном заведении ты планируешь получить образование?


7.            В какой отрасли ты предполагаешь работать?

1)     промышленное производство
2)     информационные технологии
3)     здравоохранение, медицина
4)     образование
5)     строительство
6)     жилищьно-коммунальное хозяйство
7)     торговля
8)     общественное питание
9)     сфера обслуживания
10) экономика и финансы
11) Право, юриспруденция
12) Культура и искусство
13) Фундаментальная наука
14) Сельское хозяйство
15) Транспорт
16) Связь
17) Коммерческая деятельность
18) Управление
19) Другое ____________________



8.            Знаешь ли ты, какие профессии востребованы в нашем городе?
1)     да
2)     нет
3)     затрудняюсь ответить
9.            Какой информации тебе не хватает для осознанного профессионального выбора?
1)     информации о состоянии на рынке труда
2)     информации о востребованных профессиях
3)     информации об условиях труда по различным профессиям
4)     информации о том, где можно получить ту или иную профессию
5)     другой _________________________________________________

10.        К кому ты обратишься за такого рода информацией?
1)     родители и родственники
2)     друзья
3)     школа, учителя
4)     средства массовой информации
5)     служба занятости
6)     другие источники _____________________________________________

11.        как ты собираешься продолжить свое образование после окончания 9-го класса
1)     продолжить обучение в 10-11 классе
2)     продолжить обучение в профильном 10-11 классе
3)     учиться экстерном
4)     продолжить обучение в колледже или профессиональном училище
5)     учиться в вечерней школе
6)     работать на работе, овладевать профессией
7)     пока не знаю

Методика «ПРОФИЛЬ»
Инструкция
Нравится ли вам делать то, о чем говорится в опроснике? Если да, то в бланке ответов рядом с номером вопроса по­ставьте «+». Если не нравится — знак «—». Если сомневаетесь — поставьте «?». Чем искреннее вы ответите на все вопросы, тем точнее будет результат.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50










Мне нравится...
1. Узнавать об открытиях в области физики и математики.
2. Смотреть передачи о жизни растений и животных.
3. Выяснять устройство электроприборов.
4. Читать научно-популярные технические журналы.
5. Смотреть передачи о жизни людей в разных странах.
6. Бывать на выставках, концертах, спектаклях.
7. Обсуждать и анализировать события в стране и за ру­бежом.
8. Наблюдать за работой медсестры, врача.
9. Создавать уют и порядок в доме, классе, школе.
10. Читать книги и смотреть фильмы о войнах и сражениях.
11. Заниматься математическими расчетами и вычислениями.
12. Узнавать об открытиях в области химии и биологии.
13. Ремонтировать бытовые электроприборы.
14.  Посещать технические выставки, знакомиться с дости­жениями науки и техники.
15. Ходить в походы, бывать в новых неизведанных местах.
16.  Читать отзывы и статьи о книгах, фильмах, концертах.
17.  Участвовать в общественной жизни школы, города.
18. Объяснять одноклассникам учебный материал.
19.  Самостоятельно выполнять работу по хозяйству.
20.  Соблюдать режим дня, вести здоровый образ жизни.
21. Проводить опыты по физике.
22.  Ухаживать за животными, растениями.
23.  Читать статьи об электронике и радиотехнике.
24.  Собирать и ремонтировать часы, замки, велосипеды.
25.  Коллекционировать камни, минералы.
26.  Вести дневник, сочинять стихи и рассказы.
27.  Читать биографии известных политиков, книги по ис­тории.
28.  Играть с детьми, помогать делать уроки младшим школь­никам.
29.  Закупать продукты для дома, вести учет расходов.
30.  Участвовать в военных играх, походах.
31. Заниматься физикой и математикой сверх школьной программы.
32. Замечать и объяснять природные явления.
33. Собирать и ремонтировать компьютеры.
34.  Строить чертежи, схемы, графики, в том числе на ком­пьютере.
35.  Участвовать в географических, геологических экспеди­циях.
36.  Рассказывать друзьям о прочитанных книгах, увиденных фильмах и спектаклях.
37.  Следить за политической жизнью в стране и за рубежом
38.  Ухаживать за маленькими детьми или близкими, если они заболели.
39. Искать и находить способы зарабатывания денег.
40.  Заниматься физической культурой и спортом.
41. Участвовать в физико-математических олимпиадах.
42.  Выполнять лабораторные опыты по химии и биологии.
43. Разбираться в принципах работы электроприборов.
44. Разбираться в принципах работы различных механизмов.
45.  «Читать» географические и геологические карты.
46. Участвовать в спектаклях, концертах.
47. Изучать политику и экономику других стран.
48. Изучать причины поведения людей, строение человечес­кого организма.
49.  Вкладывать заработанные деньги в домашний бюджет.
50. Участвовать в спортивных соревнованиях.
Обработка результатов
Подсчитайте количество плюсов в каждой из десяти ко­лонок.
Десять колонок — это десять возможных направлений про­фессиональной деятельности:
1  — физика и математика;
2  — химия и биология;
3  — радиотехника и электроника;
4  — механика и конструирование;
5  — география и геология;
6  — литература и искусство;
7  — история и политика;
8  — педагогика и медицина;
9  — предпринимательство и домоводство;
10 — спорт и военное дело.
Чем выше балл в колонке, тем выше ваш интерес к соот­ветствующему предмету или виду деятельности. Максималь­ный балл — пять — говорит о ярко выраженном интересе к предмету или виду деятельности. Чем меньше баллов, тем сла­бее интерес. Если сумма баллов ни в одном столбце не превы­шает два балла, значит, ваши профессиональные интересы еще не сформированы.


Опросник профессиональных склонностей
Склонность — это влечение, интерес к какому-либо заня­тию. Можно говорить о склонности к работе, если привлекает не только результат, но и сам процесс. Опросник поможет вам определить свои склонности к различным видам деятельности.
Инструкция
Выберите один из трех вариантов — «А», «Б» или «В» — и отметьте его в бланке.
1
2
3
4
5
6
1
А


В

Б
2

В

А
Б

3
Б
А

В


4


Б

В
А
5
В
А
Б



6
Б
В



А
7

Б
В
А


8
Б



А
В
9

Б

А
В

10



В
А
Б
11
В
Б
А



12


А
Б
В

13
А



Б
В
14

А

Б
В

15
В

А

Б

16
Б

В


А
17



Б
А
В
18
А
В
Б



19


В

А
Б
20
В

Б


А
21

А
В
Б


22

Б
А
В


23

В

А

Б
24
А



Б
В
Всего






1. Мне хотелось бы в своей профессиональной деятельности:
а) общаться с самыми разными людьми;
б) что-нибудь делать своими руками — мебель, машины, одежду и т.д.;
в) снимать фильмы, рисовать, писать книги, выступать на сцене и т.д.;
2. В книге или кинофильме меня больше всего привлекает:
а) художественная форма, мастерство писателя или ре­жиссера;
б) сюжет, действия героев;
в) информация, которая может пригодиться в жизни.
3.  Меня больше обрадует Нобелевская премия:
а)  в области науки;
б)  за общественную деятельность;
в)  в области искусства.
4.  Я скорее соглашусь стать:
а)  управляющим банка;
б)  главным инженером на производстве;
в)  начальником экспедиции.
5.  Будущее людей определяет:
а)  достижение науки;
б)  развитие производства;
в)  взаимопонимание между людьми.
6.  На месте директора школы я прежде всего займусь:
а) ее благоустройством (столовая, спортзал, компьютеры);
б)  созданием дружного, сплоченного коллектива;
в)  разработкой новых технологий обучения.
7.  На технической выставке меня больше привлечет:
а)  внешний вид экспонатов (цвет, форма);
б)  внутреннее устройство экспонатов;
в)  их практическое применение.
8.  В людях я ценю прежде всего:
а)  мужество, смелость, выносливость;
б)  дружелюбие, чуткость, отзывчивость;
в)  ответственность, честность, аккуратность.
9.  В свободное от работы время я буду:
а)  писать стихи или рисовать;
б)  ставить различные опыты;
в)  тренироваться.
10. В заграничных поездках меня больше привлекает:
а) экстремальный туризм (альпинизм, виндсерфинг, гор­ные лыжи);
б)  деловое общение;
в)  возможность знакомства с историей и культурой дру­гой страны.
11.  Мне интереснее беседовать:
а)  о машине нового типа;
б)  о новой научной теории;
в)  о человеческих взаимоотношениях.
12. Если бы в моей школе было всего три кружка, я бы выбрал:
а)  технический;
б)  музыкальный;
в)  спортивный.
13.  В школе больше внимания следует уделять:
а) улучшению взаимопонимания между учителями и уче­никами;
б)  поддержанию здоровья учащихся, занятиям спортом;
в)  укреплению дисциплины.
14. Я с большим интересом смотрю:
а)  научно-популярные фильмы;
б)  программы о культуре и искусстве;
в)  спортивные программы.
15.  Я предпочитаю работать:
а)  с машинами, механизмами;
б)  с объектами природы;
в)  с детьми или сверстниками.
16.  Школа в первую очередь должна:
а)  давать знания и умения;
б)  учить общению с другими людьми;
в)  обучать навыкам работы.
17.  Каждый человек должен:
а)  вести здоровый образ жизни;
б)  иметь возможность заниматься творчеством;
в)  иметь удобные бытовые условия.
18.  Для благополучия общества в первую очередь необхо­дима:
а)  защита интересов и прав граждан;
б)  забота о материальном благополучии людей;
в)  наука и технический прогресс.
19.  Мне больше всего нравятся уроки:
а)  физкультуры;
б)  математики;
в)  труда.
20.  Мне интереснее было бы:
а)  планировать производство продукции;
б)  изготавливать изделия;
в)  заниматься сбытом продукции.
21.  Я предпочитаю читать статьи:
а)  о выдающихся ученых и их открытиях;
б)  о творчестве художников и музыкантов;
в) об интересных изобретениях.
22.  Свободное время я охотнее провожу:
а)  делая что-нибудь по хозяйству;
б)  с книгой;
в)  на выставках и концертах.
23.  Больший интерес у меня вызовет сообщение:
а)  о художественной выставке;
б)  о ситуации на фондовых биржах;
в)  о научном открытии.
24.  Я хочу работать:
а)  в помещении, где много людей;
б)  в необычных условиях;
в)  в обычном кабинете.
Обработка результатов
Подсчитайте число обведенных букв в каждой из шести ко­лонок бланка и запишите эти шесть чисел в пустых клетках нижней строчки.
10—12 баллов — ярко выраженная профессиональная склон­ность.
7—9 баллов — выраженная профессиональная склонность.
4—6 баллов — слабо выраженная профессиональная склон­ность.
0—3 баллов — профессиональная склонность не выражена.
Шесть колонок — это шесть видов деятельности:
1  — склонность к работе с людьми (обучение, воспитание, обслуживание, управление). Люди, успешные в профессиях этой группы, общительны, способны находить общий язык с разными людьми, понимать их настроение, намерения, осо­бенности.
2 — склонность к исследовательской деятельности, научной работе. Таких людей отличают рациональность, независимость и оригинальность суждений, аналитический склад ума. Обычно они предпочитают размышлять о проблеме, чем заниматься ее реализацией.
3 — склонность к работе на производстве. Круг этих профес­сий очень широк: монтаж приборов и механизмов; ремонт, наладка, обслуживание электронного и механического обо­рудования; строительство; управление транспортом. Эти про­фессии требуют от человека хорошей координации движений, внимания, практических навыков.
4  — склонность к эстетическим видам деятельности. Про­фессии творческого характера, связанные с изобразительной, музыкальной, литературно-художественной, актерско-сценической деятельностью. Людей творческих профессий отличает оригинальность и независимость.
5   — склонность к экстремальным видам деятельности (спорт, путешествия, экспедиции, охранная и оперативно-ро­зыскная деятельность, служба в армии). Все они предъявляют особые требования к физической подготовке и здоровью.
6  — склонность к планово-экономическим видам деятель­ности. Профессии, связанные с расчетами и планированием; делопроизводством, анализом и преобразованием текстов; схе­матическим изображением объектов. Эти профессии требуют от человека педантичности, собранности и аккуратности.
Между интересами и склонностями много общего, но есть и различие. Интересы выражаются формулой «хочу знать», а склонности — формулой «хочу делать». Можно интересоваться кинематографом, с удовольствием смотреть фильмы, читать книги по киноискусству, изучать биографии артистов и кол­лекционировать их автографы, но при этом самому совершен­но не стремиться к профессиональной деятельности в области кино. Можно быть фанатом футбольной команды, посещать все игры с ее участием, но при этом не делать даже утренней за­рядки. Профессию надо выбирать в соответствии со своими интересами и склонностями.

Склонность к руководству
1. Можете ли Вы командовать людьми?
2. Любите ли быть в центре внимания?
3. Склонны ли Вы обсуждать свои планы прежде чем принять решение?
4. Нравится ли Вам заниматься обществен­ной работой?
5. Любите ли Вы произносить речи?
6. Проявляете ли Вы инициативу и самосто­ятельность при осуществлении своих планов?
7. Вас огорчает то, что Вы не пользуетесь авторитетом в коллективе?
8. Любите работу, требующую контактов с людьми?
9. Считаете ли, что Вы обладаете организа­торскими способностями?
10. Верно ли, что Вы опаздываете на дело­вые встречи?
11. Вы можете настоять на своем?
12. Вас привлекает руководящая работа?
13. Верно, что при решении важных дел Вы принимаете инициативу на себя?
14. Вам нравится организовывать со свои­ми товарищами различные развлечения?
15. Выполняете ли Вы свои обещания?
16. Раздражает ли Вас то, что не удается за­кончить начатое дело?
17. Верно ли, что организаторские умения важнее профессиональных данных?
18. Легко ли принимаете решения?
19. Настойчивы ли Вы в достижении цели?
20. Для Вас имеют значение хорошие взаи­моотношения в коллективе?



Лист ответов к заданию 2
№ п/п

Ответы

№ п/п

Ответы

1



11



2



12



3



13



4



14



5



15



6



16



7



17



8



18



9



19



10



20




Требования к выполнению теста. Ответ на каждый вопрос в виде знака « + » или "—" следует вписать в лист ответов против со­ответствующего номера вопроса, затем под­считывают общую сумму положительных от­ветов.
Интерпретация результатов. Ре­зультат в интервале от 15 до 20 положитель­ных ответов означает высокую потребность в руководстве людьми, сочетании личных инте­ресов с интересами коллектива; в интервале от 9 до 14—средний уровень потребности в руководстве, склонности к реализации лич­ных интересов, материальному обеспечению и карьере; в интервале от 1 до 8 — низкую по­требность в руководстве людьми.

Способность к самоутверждению

1. Когда имеется выбор между двумя варианта­ми, то мне не нужен совет друзей, чтобы правиль­но сделать выбор.
2. При выполнении любой работы я рассчиты­ваю только на себя.
3. Когда возникает проблемная ситуация, то я всегда нахожу решение.
4. Препятствия делают мои решения еще более твердыми.
5. Считаю, что во всех делах нужно полагаться прежде всего на себя.
6. Всегда, когда мне предстоит выполнить важ­ное задание, я все тщательно анализирую.
7. Своему успеху в учебе я обязан только себе.
8. Усердие — это основная моя черта.
9. Меня привлекает ответственная работа.
10. Мои друзья считают меня волевым челове­ком.
11. Многое, за что я берусь, я довожу до конца.
12. Когда что-то не ладится, я не опускаю руки.
13. Мне нравится участвовать в соревнованиях и конкурсах.
14. Я стремлюсь к самоутверждению.
15. Я всегда стараюсь внести в свою работу эле­менты творчества.
16. По отношению к себе я более строг, чем к другим.
17. Я никогда не откладываю на завтра то, что должен сделать сегодня.
18. Не люблю, когда кто-то вмешивается в мои дела.
19. Неудачи меня не пугают.
20. Я твердо стремлюсь добиться своего.
21. Не люблю делиться своими переживаниями с друзьями и близкими.
22. Когда представляется возможность, я охот­но высказываю свою точку зрения.
23. Когда у меня есть время, я люблю разгады­вать кроссворды.
24. Если я уверен, что стою на правильном пути, то не испытываю больше колебаний.
Лист ответов

№ п/п
Ответ
№ п/п
Ответ
№ п/п
Ответ
№ п/п
Ответ
1

7

13

19

2

8

14

20

3

9

15

21

4

10

16

22

5

11

17

23

6

12

18

24

Требования к выполнению теста. Ответ на каж­дый вопрос в виде знака «+» или «-» следует впи­сать в «Лист ответов» против соответствующего номера вопроса, а затем подсчитать общую сумму баллов по всем столбцам.
Анализ результатов. Если учащийся получил от 17 до 24 плюсов, то это означает высокий уровень способности к самоутверждению. Подросток об­ладает честолюбием, стремится быть первым и добиваться успеха во всех своих делах. Если ре­зультат в интервале от 9 до 16 плюсов, то это сви­детельствует о среднем уровне способности к са­моутверждению. В ситуации выбора учащийся не всегда полагается только на себя, он испытывает потребность в совете родственников или друзей. Порой ему хочется все бросить, так как цель, к ко­торой он стремится, кажется ему недостижимой. Если результат ограничивается интервалом от 1 до 8, то это свидетельствует о низком уровне са­моутверждения. Учащийся убежден, что в трудной ситуации ему помогут родственники и друзья, а от его усилий мало что зависит.


Комментариев нет:

Отправить комментарий