Конкурс

Урок-игра: Спрос, предложение, Рыночное равновесие


Тренинговое занятие
«Решение ситуационных задач с использованием метода
«Шести Шляп Мышления» Э.Боно»


Форма: информационная сессия, практикум.
Целевая аудитория : учащиеся 10-11 классов, 18-24 человек
Оборудование: 6 шляп, кубик(для деления на группы), карточки с ключевыми словами.
Цель:
·  Познакомить учащихся с методом развития творческого мышления – методом «Шести Шляп Мышления» Эдварда де Боно и его использованием в практической деятельности.
Задачи:
1. Обучить участников применению на практике простого и действенного метода, позволяющего в короткий промежуток времени принять грамотное решение.
 2. Показать учащимся  как можно в процессе выработки группового решения избежать конфликтов.
 3.Сформировать понимание того, как нестандартное мышление (разрыв шаблонов) способствует движению вперед. 
4. Продолжить работу над формированием компетенций: познавательной, информационной, коммуникативной, предпринимательской, компетенцией личностного совершенствования
Продолжительность : 60 мин
Ход занятия:

1. Сообщение темы занятия, постановка учебных задач
Одним из особенностей проявлений творческого, нестандартного мышления  является умение видеть проблемы. Поиск проблемы – дело непростое. Неслучайно мы говорим о способности творческого  человека видеть проблемы как об особом даре. Развивается оно в течение длительного времени в самых разных видах деятельности.. Сегодня мы рассмотрим интересную методику известного психолога Эдварда де Боно «Шесть Шляп Мышления», (Six Thinking Hats),как один из способов оригинального и нестандартного решения различных  проблем и задач.
2. Общее знакомство с методом Э. Боно
Автор считает, что творческое начало не является природным качеством ума. Творчеству можно и нужно учить. В основе «Шести Шляп» лежит идея параллельного мышления (латеральное). При традиционном мышлении мы полемизируем, дискутируем, чаще всего выигрывает не лучшее решение, а то, которое более успешно продвигалось в дискуссии.

- Что мы понимаем под параллельным мышлением? (боковое; латеральное; конструктивное, при котором различные точки зрения и подходы не сталкиваются, а сосуществуют).

- С какими трудностями мы сталкиваемся при решении какой-либо задачи, проблемы, ситуации? (карточки с ключевыми понятиями)

1. Эмоции (часто мы склонны опираться на чутье, эмоции и предрассудки).

2. Беспомощность (я не знаю, что делать, с чего начать).

3. Путаница (мы пытаемся удержать в уме все сразу).

Метод Шести Шляп — это простой и практичный способ преодолеть подобные трудности посредством разделения процесса мышления на шесть различных режимов, каждый из которых представлен шляпой своего цвета.

  Вместо того, чтобы думать обо всем одновременно, мы можем научиться оперировать различными аспектами нашего мышления по очереди. В конце работы все эти аспекты будут собраны вместе, и мы получим «полноцветное мышление».

-         Почему используется головной убор - шляпа?

Шляпа - это предмет туалета, которую легко надеть и снять. Головной убор указывает, какую социальную роль играет в данный момент человек (бейсбольная кепка, солдатская пилотка и т.д.), а в соответствии с этим предлагает новую модель поведения, новый взгляд на окружающее.


3. Описание Метода Шести Шляп (мультмедийная презентация , описание шляп)
Шесть метафорических Шляп разных цветов представляют каждый из основных типов мышления.
БЕЛАЯ ШЛЯПА:
- С чем связан белый цвет? (бумага, документальность, факты, цифры и информация).
 Белая Шляпа связана с информацией, используется для привлечения прямого внимания к имеющейся в распоряжении информации или пропущенной информации (люди чаще передают мнение о информации, а не саму информацию). В этом режиме мышления нас интересуют только факты. Мы задаемся вопросами о том, что мы уже знаем, какая еще информация нам необходима и как нам ее получить.
- Какими будут вопросы, если мы надеваем Белую Шляпу?
- Какая информация у нас есть? Какая информация нам нужна? Какой информации нам не хватает? Как получить недостающую информацию? Какие вопросы мы должны задать? Как мы собираемся получить новую информацию? На какие вопросы мы должны получить ответы?
КРАСНАЯ ШЛЯПА: свет, огонь, тепло, эмоции, чувства, интуиция и предчувствия.
         Красная Шляпа связана с чувствами, интуицией и эмоциями. Вы можете не осознавать, почему вам что-то нравится, или почему не нравится. Когда используется красная шляпа, у нас появляется возможность описать свои чувства и интуицию без каких бы то ни было объяснений. Ваши чувства существуют, и Красная Шляпа дает возможность их изложить. Это право на собственное мнение. В режиме Красной Шляпы появляется возможность высказать свои чувства, догадки относительно рассматриваемого вопроса, не вдаваясь в объяснения о том, почему это так, кто виноват и что делать.
- Вопросы какого характера возникнут под Красной Шляпой?
- Что я чувствую по поводу данной проблемы?
ЧЕРНАЯ ШЛЯПА: осторожность, критика, опасность. Истина, здравый смысл и соответствие фактам.
Черная Шляпа позволяет дать волю критическим оценкам, опасениям, защищая нас от безрассудных и непродуманных действий.  Она говорит, почему что-то может не получиться. Без Черной Шляпы мы постоянно попадали бы в беду. Указывает на возможные риски и подводные камни. Черная Шляпа позволяет сосредоточить свое внимание на обнаружении слабых мест в обсуждаемой проблеме. Это, возможно, самая полезная Шляпа (чаще всего используемая). Однако  Черной  Шляпой нельзя злоупотреблять, так как злоупотребление опасно само по себе.
- Назовите характерные для Черной Шляпы вопросы.
- Сработает ли это? Насколько это безопасно? Осуществима ли эта идея? Стоит ли это делать? Какие слабые места?
ЗЕЛЕНАЯ ШЛЯПА: растение, рост, развитие, энергия. Исследования, предложения, новые идеи, возможности альтернативы, креативность, творческое вдохновение.
 Зеленая Шляпа позволяет думать о новых возможностях, о внесении предложений, альтернатив, говорить о вариациях существующих идей. Когда используется Зеленая Шляпа, каждый прикладывает творческие усилия.
- Какие вопросы чаще всего будут звучать под Зеленой Шляпой?
- Что можно предпринять в данном случае? Существуют ли альтернативные идеи?
СИНЯЯ ШЛЯПА: размышления, управление процессом. Контроль над мыслительным процессом. Подведение итогов на данном этапе. Определение следующего мыслительного шага. Выдвижение программы мышления в данной ситуации.
Синяя Шляпа предназначена не для работы с содержанием задачи, а для управления самим процессом работы. Эта Шляпа предлагает посмотреть на сам процесс мышления. В частности, ее используют в начале любого процесса обсуждения для определения того, что предстоит сделать, и в конце, чтобы обобщить достигнутое и обозначить новые цели. Синяя Шляпа упорядочивает последовательность применяемых шляп, суммирует достигнутое.
- Какими будут вопросы у человека в синей шляпе?
- Чего мы хотим достичь в конце наших размышлений? Что можно делать дальше? Чего мы хотим добиться? Чего мы достигли на текущий момент?
ЖЕЛТАЯ ШЛЯПА: солнечный свет, оптимизм, надежда, преимущества, выгода, логический позитив, оптимистичный настрой.
 Желтая Шляпа требует от нас переключить свое внимание на поиск достоинств, преимуществ и позитивных сторон рассматриваемой идеи, предложения и их логическое обоснование. Даже если не нравится идея, Шляпа предлагает искать выгодные моменты, хорошие стороны. 
- Что в этом хорошего? Каковы  преимущества? Кому это выгодно? Откуда появятся преимущества? Каковы различные ценности? Зачем это делать? Каковыми будут результаты? Есть ли в этом выгодные стороны? При каких условиях это будет выгодно?

ПРАКТИКУМ:
1. Выдвижение ситуаций, проблем
Принцип работы в режиме «Шляпы Мышления» состоит в том, что каждый в процессе обсуждения проблемы одевает на себя определенную «Мыслешляпу» и работает определенный промежуток времени «под полями выбранной шляпы» в соответствии с правилами, определенными для каждой «шляпы».
- Попробуйте определить типы использования шляпы.
1. Надеть Шляпу (использование шляпы конкретного цвета).
2. Снять Шляпу (уйти от мышления).
3. Сменить Шляпу (переключить мышление).
4. Обозначить свое Мышление (намерение использовать определенный тип мышления).

2.Для того, чтобы эта методика заработала, обозначим проблему, которая в действительности в данное время волнует нас. 
       Все владельцы шляп — одна команда менеджеров по реализации школьной формы. Один из заказчиков оказался конфликтным человеком и предъявляет претензии к качеству продукции фирмы, которую представляет команда. Что делать и как вести себя членам команды в этой ситуации? Оцените ситуацию и предложите решение с позиции хозяина каждой шляпы.


3.Начнем обсуждать ее последовательно, «снимая и надевая» разные Шляпы.

 Работа в группах (учащиеся делятся на 6 групп(соответственно названию каждой          шляпы) путем случайного выбора).Обсуждение проблемы по микрогруппам(5-7 мин)

Представление результатов работы каждой  «Шляпы»(по 2-3 мин ):
   -Красная: выражение своих позитивных или негативных эмоциональных отношений  к этой проблеме;
-         Белая: обобщение изученного материала, сбор информации;
-          Синяя:  управления  процессом
-         Черная: поиск  нерациональных, опасных, трудоемких моментов;
-         Желтая: преимущества новых идей (хорошие стороны)
       -   Зеленая: новые идеи, дополнения .


Опекунами обсуждаются критерии ответов:
1. Полнота раскрытия вопроса под Шляпой
2. Оригинальность предложенных решений
3. Соответствие ответа режиму «Мыслешляпы»

6. Подведение итогов урока:
-    Есть ли какие-то особенности в последовательности использования Шляп?
        В каких ситуациях может применить этот метод  на уроке, вне школы?
-         В какой последовательности должны быть использованы Шляпы для оценки идеи?
-         Шляпы какого цвета вы бы использовали для улучшения замысла идеи?
-         Как по-другому можно организовать работу под Шляпой?

7. Рефлексия. Поделитесь своими ощущениями по итогам занятия:
-Какие были трудности Вы испытывали в процессе игры;
- Работа в какой Шляпе Вам больше понравилась;
- Общие впечатления от занятия






.

Комментариев нет:

Отправить комментарий